Какой путь проходит клиент?
Бюджета на трафик, громкого имени и связей у меня не было, поэтому каждое обращение было на вес золота.
С каждым клиентом я возилась как курица с яйцом, нужно было предложить такой вариант креатива и бюджета, чтобы точно выиграть в конкурентой борьбе, потому что заказчик всегда обращается к нескольким исполнителям и выбирает. Исключительно к вам, без рассмотрения альтернативного варианта, могут обращаться только повторно или по рекомендациям, но и тот и другой вариант мы не будем рассматривать. Повторное обращение сильно зависит от качества оказанной услуги, а «сарафанное радио» – это не система маркетинга, потому что такая механика неуправляема.
Достаточно быстро я увидела закономерность
Можно быть супер-профессионалом, оказывать услуги на высочайшем уровне, иметь отличную репутацию, но для нового клиента при первом контакте вы все равно один из многих.
Думаете, что перед отправкой запроса клиент внимательно изучил ваш сайт или страницу в социальных сетях, посмотрел отзывы и рекомендации и только потом обратился? Очень часто это не так.
Какой вывод? Уже при первом контакте, даже если это входящее обращение, нужно рассказать клиенту о себе.
Первый контакт с клиентом
Теперь вопрос: как это сделать правильно, на чём стоит акцентировать внимание, а какая информация только сбивает с толку? Ответ не так очевиден, как может показаться.
Уверена, что многие уже слышали о системе запусков, которая особенно широко применяется при продаже инфопродуктов. Благодаря этой технологии даже «холодная» аудитория покупает продукт эксперта.
Ключевая ценность всей системы заключается именно в смыслах, потому что в каждое касание с клиентом «зашита» продажа (так называемый «прогрев») Но, к сожалению, этому не учат. Я вижу десятки прекрасных специалистов, которые освоили новую профессию или уже давно работают в своей сфере, но все еще сталкиваются с проблемами при коммуникации с клиентами.
Даже если на обучении профессии есть модуль по продвижению, в большинстве случаев там даются только инструкции по размещению объявление, «упаковке» соц. сетей и оформлению кейсов.
Давайте вспомним, есть ли что-то общее в общении с каждым новым клиентом? Как стоится диалог с тем, кто обращается к вам впервые? Зачастую клиент приходит с уровнем осведомлённости в вопросе равном нулю, но, конечно же, со своим устоявшимся мнением по каждому вопросу.
Диалог с клиентом
А клиент при этом смотрит подозрительно, как этот кот на картинке.
А если бы можно было, чтобы клиент приходил уже прокачанный, все понимающий и максимально лояльный к вам? Сколько времени можно сэкономить, сколько нервов сохранить, сколько заказов обработать если убрать этап доказывания, что ты профессионал и дело говоришь.
Бывают же такие звездочки-клиенты, кто уже много узнавал, уже пробовал, уже обжегся и теперь готов подписаться под каждым вашим словом.
Можно ли назвать эти переговоры «продажей»? В продаже товара – точно да!
товар можно потрогать, показать с разных сторон, подкрепить сертификатом соответствия. Товар будет точно таким как нам его продемонстрировали (а если попадется бракованный – его заменят).
С услугами все гораздо сложнее, услуга материализуется только в момент ее исполнения. Невозможно заранее быть на 100% уверенным, что тебе окажут качественную услугу (даже если есть отзывы, даже если исполнителя рекомендовали, даже если обращаешься повторно). Клиент покупает надежду, что все будет хорошо. И чтобы подкрепить его уверенность в вашем профессионализм, необходимо достаточно глубоко раскрыть специфику вопроса, погрузиться в этапы выполнения работ, ответить на все вопросы «а что если…»
Именно поэтому в услугах этап переговоров с клиентом больше похож на обучение. Без которого продажа невозможна.
У 97% конкурентов в вашей сфере есть проблемы с клиентским сервисом на всех этапах коммуникации, оставшиеся 3% являются лидерами рынка.
В США весь маркетинг направлен на увеличение LTV клиента, в отличие от СНГ пространства, где в основном принято делать упор на сокращение стоимости привлечения лида и увеличении количества лидов.
Бухгалтер Наталья оказывает услуги частным лицам и ИП. Частникам в основном сдает декларацию 3НДФЛ 1 раз в год, стоит это 3500 р. За 2 года сотрудничества частник в среднем закажет 2 декларации. Значит LTV получится 7000 р. Для ИП сдает УСНО 1 раз в квартал, стоимость 2000 р. сдавать надо 4 раза в год, в среднем сотрудничает 2 года подряд. Итого LTV = 16 000 р.
Перейдем к практике
Я хочу дать именно практический материал и сделать это максимально просто, чтобы вы полюбили маркетинг и уже завтра внедрили рекомендации в работу.
Это поистине ценнейшая информация, если бы 13 лет назад она у меня была, мой рост был бы значительно быстрее. Итак, вспоминаем как строится общение с клиентом, нужно подумать какие этапы коммуникации (шаги) проходит клиент и как сделать каждое касание продающим.
Обычные шаги
1. Увидел вас, но еще не контактировал
а) Релевантность предложения запросу (соответствовать запросу клиента).
Например, вы фотограф и снимаете разные мероприятия. Клиент пришёл за свадебной фотосессией. Нужно, чтобы портфолио по свадьбам было доступно.
б) Доступность контактов
С вами должно быть легко и просто связаться: автоматическая переадресация на WhatsApp, указание адреса электронной почты, ник в телеграм и так далее.
в) Наличие фото и их адекватность
Прийти клиент может любым путём: с рекламы, с органического поиска в Яндекс, из соцсетей, по рекомендации, открыл входящее сообщение от вас с предложением.
2. Обратился к вам и получил ответ
Например, аренда оборудования для event (звук свет сцена) в Москве и СПб, казалось бы рынок b2b (работают с компаниями), а обслуживают 24/7, можно ночью отправить запрос и с тобой сразу начнут диалог (сама проверяла). Согласна, что это странно. Можно «покопать» почему так, может они на монтажах все время и поэтому стали отвечать ночами, а дальше практика закрепилась. Теперь это стандарт отрасли и если вы предпочитаете ночью спать, то на рынке аренды оборудования для event можете проиграть конкурентам.
3. Брифинг или уточнение вводных для расчета
Вряд ли самый удобный вариант – заполнить гугл документ из 4-х вкладок с мобильного.
4.Что ждет человек?
Как применяется все вышесказанное на практике
Напомню, как это сделать: Вы оставляете свой e-mail и вам будет направлена предыдущая статья+видео, этот материал, а так же доступ на платформу, где можно скачать материалы и сдать «домашнее задание», то есть отправить ваши наработки для проверки и рекомендаций.
Видите, я формирую у вас позитивный клиентский опыт и делаю все так, чтобы вам было удобно. Я не требую у вас контакты в обмен на информацию ДО того, как вы поймёте полезна она вам или нет. Вы передаёте свой e-mail для того, чтобы получить материал в удобном формате и сохранить его. Вам не нужно копировать со страницы или сохранять ссылку.
Так же я готова дать вам обратную связь, чтобы вы были уверены, что все сделали верно. Обратная связь организована на платформе. Да, на проверку материалы ответным письмом на почту отправить нельзя, иначе я просто утону в количестве входящих сообщений и у меня не будет вашей истории, а значит, придётся задавать повторно вопросы, на которые вы уже отвечали. Платформа как CRM система хранит всю историю взаимодействия и удобна для обоих сторон.
Для регистрации нужно всего лишь ввести свое имя, телефон и e-mail. Далее все интуитивно понятно и просто. Вы можете сделать это прямо сейчас. В любом случае для вас это дополнительное действие, поэтому я дарю за него 3 000 бонусных рублей, которые вы сможете в будущем потратить на платные продукты.
Позитивный клиентский опыт — что это?
И вам нужно встать на место своего клиента, отбросить все свои устоявшиеся представления о процессе заказа. И посмотреть его глазами, пройти этот путь самим. Не возникает ли на каком-то этапе у него вопроса: «WTF?! Что вообще происходит?». И основываться нужно не только на логике и здравом смысле, но и на чувствах, эмоциях.
Это высший пилотаж и применяют его не более 3% компаний в России, но очень успешно используют за рубежом. Именно поэтому хвалят европейский уровень обслуживания и часто говорят, что в России «нет сервиса».
Анализируем клиентский опыт
Берём таблицу и вносим в столбики каждый шаг клиента в соответствии с ВАШЕЙ спецификой работы
ШАГ 1. нашёл ваш сайт/зашёл на страницу в соц сети/перешёл с объявления в мессенджер/увидел входящее сообщение с предложением.
ШАГ 2. отправил запрос на почту / написал в вотсап / позвонил по телефону
ШАГ 3. получил уточняющие вопросы / перешёл на анкету / прошёл квиз / внёс дату
ШАГ 4. ответил на вопросы / прикрепил файлы / выслал ссылки и т.д. Постарайтесь вспомнить каждое касание, каждое действие. Ниже в строках мы добавляем такие поля: Что хочет клиент в этот момент? Что он чувствует в этот момент?
И так идём по всем шагам в рамках 1 услуги и 1 целевой аудитории. Понимаете почему одной? Потому что для каждой услуги, каждой ЦА: этапы могут быть разные, эмоции могут быть разные, мотивация отличается.
Сейчас мы с вами легко и непринуждённо, с позитивным клиентским опытом разобрали сложный, но очень полезный маркетинговый инструмент, называется он…
Идем дальше
А так же отвечу на вопрос, который мучал меня первые годы работы — «какого х… исполнитель вынужден общаться с заказчиком из более слабой позиции и как это изменить?»
Чтобы исполнители на вопрос: – «Работа принята? Все хорошо?» Больше никогда не слышали надменное: – «Да. Но… переделай!»